Скреперная установка представляет собой устрой̆ство, которое предназначено для погрузки, транспортирования и разгрузки золы, шлака в угольных котельных.
Удаление золы и шлака в бункер осуществляется ковшом. Ковш двигается по направляющим в шлакосборном канале. Шлакосборный канал постоянно заполнен водой, что исключает подсос воздуха в топку котла и спекание шлака и исключает задымленность в зольных помещениях.
Удаление золы и шлаков из котельных теплоэлектростанций производится при помощи воды. После выгрузки из топок и газоходов шлак и зола смываются водой в каналы и выносятся по ним к центральному пункту; оттуда мощным гидроэлеватором, струя которого идет под давлением 25 атм, шлак и зола нагнетаются в отводящую к отвалам сеть золопроводов. Шлак, проходя через гидроэлеватор, раздробляется, и таким образом, гидроэлеватор совмещает функции дробилки и транспортера.
Установка скреперно - ковшовая ПСКМ состоит из узлов:
Если скреперно-ковшовая установка работает в автоматическом режиме, включение лебедки происходит при помощи реле времени. Базовая комплектация скреперно-ковшового подъемника исключает данное устройство. Непосредственное натяжение для рабочей и холостой веток каната происходит при помощи натяжного устройства, а направление его движения регулируется системой блоков. В случае аварийного прерывания работы скреперно-ковшевого устройства (перепады в натяжении ветвей каната, его обрыв, выход из строя отключающих или блокирующих устройств и так далее) на головном, натяжном и хвостовом устройстве установлены аварийные отключатели.
Ковш может свободно поворачиваться около оси, которая присоединяется к тяговой раме. Когда ковш перемещается в горизонтальном направлении, то при захватывании шлака его задний конец поднимается кверху, однако, подходя к наклонной плоскости, упорная рама, жестко связанная с ковшом, упирается в направляющие, приводя таким образом ковш в горизонтальное положение и тем облегчая его движение по наклонной части канала.
Ковш состоит из двух частей: короба и рамы. На раме ковша при помощи болтов крепятся оси в сборе - передняя и задняя. Обе оси дополнены катками с ребордами. На задней оси закрепляются клиновые муфты, которые предназначены для крепления ковша с канатом. Весь короб не включает в себя наличие передней панели.
Задняя стенка ковша откидывается внутрь с помощью шарниров. Откидывание в противоположную, внешнюю сторону невозможно из-за упора на днище короба.
Днище короба оборудовано зубьями для рыхления шлакозольных остатков на дне канала.
Передняя часть короба, во время вертикального нахождения подвижна относительно рамы, что в свою очередь значительно снижает коэффициент сопротивления, оказываемый на прохождение ковша в канале при использовании холостого хода.
С целью улучшения показателей ковша и облегчения стока воды во время его движения по наклонной части, боковые стенки, а также нижняя стенка ковша имеют перфорацию.
Натяжное устройство хвостового участка ПСКМ состоит из рамы с блоком диаметра 50 см с рамой. Короб натяжного устройства свободно и беспрепятственно скользит по направляющим рамы. Заливаемый в короб материал с массой до 800 кг создает необходимое усилие для должного натяжения канатов, что в свою очередь способствует наиболее устойчивому положению каната в ручьях поддерживающих и направляющих блоков.
Отключающие устройства предназначены для аварийной остановки лебедки при условии обрыва или значительной вытяжке каната, а также в случае заклинивания ковша в канале.